rus / en
+7 495 796 53 53
119034, Москва, ул. Пречистенка 30/2, «Галерея Саркисян»
В здании галерейного комплекса «Артефакт»
23.10.2023

Флорентийская манера гравировки

     

      Одна из самых ценных ювелирных техник - гравировка в Флорентийском стиле. 

Флорентийская гравировка на золотом портсигаре
Техника впервые появилась в 15 веке во Флоренции - колыбели Ренессанса, в городе самых высококлассных ювелиров, ремесленников, художников и скульпторов, под крылом династии Медичи. Флорентийская манера гравировки - это высокохудожественное ремесло, подразумевающее наличие выраженного таланта, ловкости и сноровки мастера, выдающейся креативности и, конечно, терпения.

   

Работа штихелем
Основной инструмент, использующийся при гравировке, называется грабштихель. Ювелиры средневековья использовали штихель чтобы срезать тонкие слои металла, обычно серебра или золота, затем заполняли получившиеся углубления специальным веществом - чернью, чтобы оттенить рельеф рисунка. 

В 15 веке такие мастера, как Мартин Шонгауэр, Андре́а Манте́нья и А́льбрехт Дю́рер создавали свои работы на медных листах, ловко орудуя штихелями. Именно они, развили технику гравировки от простого ремесла до значимой художественной техники.  Изображения, нанесенные на медные пластины, тщательно проверяли, после чего делали оттиски на бумаге - гравюры. Такие работы, как: «Святой Антоний одолеваемый демонами» (Шонгауэр), «Вакханалия и винная бочка» (Манте́нья), «Адам и Ева» (Дю́рер) - дают представление о высочайшем уровне гравировального мастерства этих художников. 

 

Гравюры 15-16 вв, слева направо: «Святой Антоний одолеваемый демонами» (Мартин Шонгауэр), «Вакханалия и винная бочка» (Андре́а Манте́нья), «Адам и Ева» (А́льбрехт Дю́рер).

 

       Мастерски нанесенные линии и штрихи, выгравированные на разной глубине, дают возможность художнику приблизится к светотеневому построению пространства и создать объемное изображение. Их шедевры содержат несметное количество отдельных четких линий, сплетающихся в удивительный рисунок, создавая объемы и формы, передавая текстуры, игру света и тени.

Штихели для ручной гравировки

      Штихель - это стальной брусок с заостренным концом, профиль которого может иметь различную конфигурацию: квадратную, треугольную, ромбовидную и т.д. Деревянная ручка обычно имеет форму полусферы (гриба) и может быть приспособлена индивидуально под руку каждого художника таким образом, чтобы он мог постоянно надавливать с одинаковой силой и, в то же время, направлять штихель. Наклон резца зависит от вида используемого наконечника. В старину, во время гравировки, пластина должна была находится на кожаной подушечке заполненной песком во избежания скольжения при надавливании. Для создания изгибов и завитков, художник фиксировал штихель и поворачивал подушечку. 

В современном мире, основные принципы ручной гравировки остались прежними, но у гравировщиков появились возможности упростить свой кропотливый труд. 

Эскиз гравировки
Многие мастера используют в работе пневмоштихель, который создает постоянное необходимое давление на конце резца, что позволяет граверу не надавливать на рукоятку, а лишь направлять штихель по контуру задуманного узора, что, конечно, значительно ускоряет процесс гравировки. Вместо подушечки с песком, теперь использую специальные тиски с вращающейся головкой. Кроме того, существует множество вспомогательных средств для нанесения сложных, причудливых узоров и рисунков. То есть мастеру-гравировщику уже нет надобности быть высококлассным художником для создания предварительного рисунка. Достаточно распечатать на специальной пленке необходимый узор, перевести его на поверхность объекта гравировки и можно приступать к работе штихелем. 
Гравировка на мужской печатке и корпусе часов

Поскольку техника гравировки во Флорентийской стиле зародилась в ювелирной среде, наиболее часто этому типу декорирования подвергаются именно объекты ювелирного искусства: украшения (кольца, подвески и броши), портсигары, визитницы, серебрянные сумочки, ароматницы и т.д. Еще одна отрасль, в которой широко применяется метод гравировки - это изготовление охотничьих ружей. Декорирование стальных элементов ружья: приклада, затвора и даже патронника -  с давних пор почитается истинными ценителями высокого оружейного искусства, считается атрибутом роскоши и признаком хорошего вкуса.

 

Гравировка стальных элементов охотничьих ружей