rus / en
+7 495 796 53 53
119034, Москва, ул. Пречистенка 30/2, «Галерея Саркисян»
В здании галерейного комплекса «Артефакт»
21.10.2023

Бесподобные творения Рене Лалика

       Рене Лалик действительно был изобретателем «новой эры» в ювелирном искусстве, именно он в 1890 году начал создавать нечто нестандартное. Его вклад во многом был обусловлен колоссальной работоспособностью и плодовитостью, удивительной силой воображения, сочетающейся с даром художественного видения, великолепным знанием ювелирных техник, а также благодаря виртуозному использованию неординарных, революционных для тех времен материалов, при создании классических украшений.          

Диадема, украшенная бриллиантами и листьями из рога
Слоновая кость и рог, наверное, являются 
Гребень из рога
наиболее яркими представителями инновационных материалов Лалика. Часто использовались различные полудрагоценные камни: халцедон, лунный камень, хризопраз и др. Но наиболее притягательным казался художнику, конечно, благородный опал, наполненный необыкновенной игрой и изысканным внутренним миром. Барочный жемчуг и перламутр также часто служили объектами для создания украшений. Кроме того, Рене Лалик один из немногих ювелиров, который сумел раскрыть, в непревзойденной манере, эстетическую прелесть эмали и стекла. Впоследствии, любовь к работе со стеклом переросла для Лалика в страсть всей его творческой жизни.

Золотое колье с эмалью и шишками из хризопраза

 

Создавая ювелирные украшения, Рене Лалика, прежде всего, интересовали пластические свойства используемого материала, его цвет и текстура. Ценность материала состояла именно в его способности передать все глубину задумки, а не в его себестоимости. Анри Вевер, известный ювелир, искусствовед и коллекционер 20-го века, писал: 

Золотое кольцо с эмалью и жемчугом
«Он убедил людей в том, что ювелирные украшения, благодаря красоте исполнения, утонченности форм и дизайна в целом, могут превосходить по своей ценности изделия с драгоценными камнями. Благодаря Рене Лалику, ювелирные украшения стали объектом высоко художественного искусства.


Овладев в совершенстве практически всеми ювелирными техниками, предпочтение Лалик, все же, отдавал эмали.  Прозрачная, практически незримая при ярком освещении, она открывает таинственный мир, который чудесным образом связан с реальным. Мертвая материя стеклянной массы претерпевает в руках мастера удивительную метаморфозу, превращаясь в цветы на длинных стеблях, которые сплетаются в образы фантастических ландшафтов. Успешно экспериментируя с новыми формами, Лалик использует мотивы природы. Он находит красоту в увядающих цветах и травах, постигая, тем самым, естественные процессы, как неотъемлемую часть течения жизни. 

 

Листья из витражной и перегородчатой эмали, а также бутоны цветов из матированного стекла в ювелирных творениях Рене Лалика
Колье и брошь с изображением женского профиля

   Одним из самых любимых мотивов ювелирной пластики Лалика всегда было поэтизированное изображение женщины: гибкая фигура в ниспадающих одеяниях, нежный женский профиль, развевающиеся на ветру волосы - экзотическая героиня, чувствительная и беззащитная, ставшая символом декаданса. Композиция его произведений зачастую асимметрична, но не лишена гармонии и баланса, линии подчеркнуто пластичны и точны. 

 

Рене Лалик был чрезвычайно популярен и получил признание еще при жизни. Он произвел колоссальный фурор в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, а в 1925 году на Международной выставке декоративных искусств. Великая актриса Сара Бернар была его горячей поклоннице, Рене Лалик создавал 

украшения и образы для каждого ее спектакля. Русская императрица Александра Федоровна была его клиенткой. Франсуа Матей, главный хранитель парижского Музея прикладного искусства, восхищался произведениями Рене Лалика. Анализируя творчество этого прекрасного мастера, Франсуа пришел к мысли о том, что драгоценность, созданная подлинным художником, несет в себе нечто особенное, наделенное бесподобными свойствами, как талисман. 

       Рене Лалик всегда находился в поиске новых, свежих форм для создания ювелирных творений, черпая вдохновение из неиссякаемого источника чарующей природы и адресуя их незаурядной, экстраординарной женщине.