Рене Лалик действительно был изобретателем «новой эры» в ювелирном искусстве, именно он в 1890 году начал создавать нечто нестандартное. Его вклад во многом был обусловлен колоссальной работоспособностью и плодовитостью, удивительной силой воображения, сочетающейся с даром художественного видения, великолепным знанием ювелирных техник, а также благодаря виртуозному использованию неординарных, революционных для тех времен материалов, при создании классических украшений.
- Диадема, украшенная бриллиантами и листьями из рога
- Гребень из рога
- Золотое колье с эмалью и шишками из хризопраза
Создавая ювелирные украшения, Рене Лалика, прежде всего, интересовали пластические свойства используемого материала, его цвет и текстура. Ценность материала состояла именно в его способности передать все глубину задумки, а не в его себестоимости. Анри Вевер, известный ювелир, искусствовед и коллекционер 20-го века, писал:
- Золотое кольцо с эмалью и жемчугом
Овладев в совершенстве практически всеми ювелирными техниками, предпочтение Лалик, все же, отдавал эмали. Прозрачная, практически незримая при ярком освещении, она открывает таинственный мир, который чудесным образом связан с реальным. Мертвая материя стеклянной массы претерпевает в руках мастера удивительную метаморфозу, превращаясь в цветы на длинных стеблях, которые сплетаются в образы фантастических ландшафтов. Успешно экспериментируя с новыми формами, Лалик использует мотивы природы. Он находит красоту в увядающих цветах и травах, постигая, тем самым, естественные процессы, как неотъемлемую часть течения жизни.
- Листья из витражной и перегородчатой эмали, а также бутоны цветов из матированного стекла в ювелирных творениях Рене Лалика
- Колье и брошь с изображением женского профиля
Одним из самых любимых мотивов ювелирной пластики Лалика всегда было поэтизированное изображение женщины: гибкая фигура в ниспадающих одеяниях, нежный женский профиль, развевающиеся на ветру волосы - экзотическая героиня, чувствительная и беззащитная, ставшая символом декаданса. Композиция его произведений зачастую асимметрична, но не лишена гармонии и баланса, линии подчеркнуто пластичны и точны.
Рене Лалик был чрезвычайно популярен и получил признание еще при жизни. Он произвел колоссальный фурор в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, а в 1925 году на Международной выставке декоративных искусств. Великая актриса Сара Бернар была его горячей поклоннице, Рене Лалик создавал
Рене Лалик всегда находился в поиске новых, свежих форм для создания ювелирных творений, черпая вдохновение из неиссякаемого источника чарующей природы и адресуя их незаурядной, экстраординарной женщине.